Автостоянки и автовладельцы
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
(1 голос)
04.03.2007
Просмотров: 265
Постоянно увеличивающееся число автомашин обусловливает увеличение числа автостоянок, услугами которых каждый автовладелец хоть раз в жизни, но пользовался. Однако уровень качества оказываемых подобных услуг оставляет желать лучшего. Можно сказать больше, что уровень их качества низок из-за того, что автолюбители сами допускают такой уровень сервиса на парковках.
Можно говорить всё что угодно, а передать всё то, что твориться в душе свежеиспеченного автовладельца, который первый раз оставил своё сокровище на ночь. Это волнение, несмотря на качественную сигнализацию и крепкий замок на воротах гаража, не уляжется до того момента, когда целёхонький автомобиль не предстанет утреннему взору хозяина. А что рассуждать о чувствах тех автолюбителях, которые вынуждена оставлять свой транспорт у малознакомых им «стоянщиков»? Полная тревога! Особенно первые разы. Постепенно волнение будет стихать и при отсутствии каких-либо серьёзных проблем автовладелец просто-напросто станет доверять работникам автостоянки как себе. Он даже станет оставлять им ключи, для того чтобы машина зимой не остывала или её можно было переставить, если она мешается другим водителям. И в то же время на 100 водителей едва ли найдётся хотя пара человек, которые знают о том, что на официальном уровне связывает автовладельца и владельца стоянки.


Сразу хочется оговориться, что речь в большинстве указанных ниже случаях пойдёт о тех автостоянках, которые не дорожат своими клиентами и нарушают законодательство. К счастью, такое поколение владельцев «стойла для железных коней» постепенно сменяется теми, кто оказывает услуги в этой сфере почти с европейским качеством. Да и внешний вид таких автостоянок говорит сам за себя.


В лучшем случае они вспомнят Гражданский Кодекс РФ, в вопросе возмещении вреда, причинённого имуществу законного владельца. Но мало кто знаком с Правилами оказания услуг автостоянок, утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 795 от 17 ноября 2001 года (далее Правила), которые подробнейшим образом регламентируют процесс нахождения автомототранспортного средства на территории автостоянок. Оно и понятно, так как работникам автостоянок невыгодно знакомить автовладельцев с такими правилами, так как слишком уж много обязанностей в этих Правилах у первых возникает по отношению ко вторым. А автовладельцы до сих пор с грустным видом передают друг другу «официальную» версию предназначения автостоянок. По этому заблуждению, а иначе никак такую легенду не назвать, автостоянки только предоставляют место для парковки, не более того, так как оставленная не на стоянке, «без присмотра» машина во дворе может быть оштрафована за НЕПРАВИЛЬНУЮ парковку… Приходилось слышать такие фразы от умудренных сединой водителей, которым все склонны верить. О том, чтобы по приходу водителя на автостоянку машина была целой никто и не помышляет. Сторож всегда скажет, что он не видел и не слышал как Вашей машине помяли дверь. Ну, а хозяин, в лучшем случае, разрешит Вам отныне бесплатно ставить Ваше авто у него на стоянке. Целый месяц.


Редки случаи, когда машину даже угоняют с таких «охраняемых» автостоянок, но и они имеют место. И здесь работники и владельцы автостоянок разведут руками, скажут о том, что рисковать жизнью ради «чужого железа» они не собирались…


Начнём с того, что автостоянка — это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. Именно хранения, а не парковки. В ГК РФ есть положения главы 47, которая регламентирует порядок такого действия, как хранения. И прежде всего в том, что Хранитель обязан принять все предусмотренные таким договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной ему на хранение вещи. Таким образом, из условий хранения вытекает ответственность работника автостоянки по возмещению причинённого имуществу автовладельца ущерба в ПОЛНОМ объёме даже в случае хищения такого имущества. Есть отдельные мнения, что положения ст. 35 Закона РФ «О защите прав потребителей», говорящей о возмещении ДВУКРАТНОЙ стоимости автомобиля, должны применяться и к случаям кражи автомобилей со стоянки. Однако, по этому поводу есть разъяснение ГКАП РФ, в котором указывается, что хранение — это не работа, это услуга. Таким образом, вопрос о возмещении убытков никто не снимает, его регламентируют в соответствии со ст. 393 ГК РФ.


В п. 7 Правил сказано, что Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Это значит то, что ни о каких преимуществах «постоянных» клиентов перед «непостоянными» быть не может, то есть Вы вольны в выборе места парковки там, где Вам это удобно. И не надо втискиваться между двумя грузовиками, когда есть замечательное свободное место возле забора. Право автовладельца на такое место, по мнению работников автостоянки, закрепляется деревянной дощечкой на заборе с повторением государственного регистрационного знака. Однако, такое условие может иметь реальную силу только в случае указания его в письменном договоре хранения, который обязаны заключать с автовладельцем во всех тех случаях, если автомобиль оставляётся на стоянке на срок свыше одних суток. И это никак не может быть простой квитанцией, которую могут выдать как основание при кратковременной разовой постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более одних суток). В действительности же такой договор должен содержать:


а) фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

б) фамилия, имя, отчество, номер телефона и адрес потребителя;

в) дата заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства. В договоре могут быть также предусмотрены сроки отдельных этапов оказания услуг (промежуточные сроки);

г) цена услуги по хранению автомототранспортного средства, цены дополнительных услуг, оказываемых за плату, а также форма и порядок их оплаты;

д) марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение;

е) цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;

ж) условия хранения автомототранспортного средства;

з) порядок приема и выдачи автомототранспортного средства;

и) должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя;

к) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.


Крайне сомнительно, что подобные договора кто-либо и когда-либо получал на руки. Конечно, такой документооборот крайне усложнит деятельность автостоянок, удорожит услуги на парковку. Но ведь речь идёт об обязательствах, которые владельцы автостоянок должны брать на себя, когда Ваш автомобиль находится под их «опекой». Хочется заметить, что если уж «официальные» стоянки нарушают законодательство в этой сфере, то что можно сказать о «нелегальных» автостоянках, которые сейчас расположились чуть ли не в каждом дворе? Там вообще охрану автотранспорта несут молодые люди, которым на вид едва ли есть 18 лет…


Так что автовладелец сам решает и выбирает сценарий развития событий. Либо он начинает строить гараж, либо нанимает сторожа для охраны автомобиля, либо продолжает пользоваться услугами, факт пользования которыми почти никак не доказать. Однако, можно самому составить такой договор оказания услуг на автостоянке, чтобы Ваши права стали обязанностью владельца автостоянки.
Сергей Медведев
 
  След. >
Назад